Московский Международный Кофейный Форум 2012

Московский Международный Кофейный Форум 2012

ВКУСНЫЕ ЗАМЕТКИ С ММКФ

Число заявок на участие в Форуме превысило ожидаемые 500, составив 579. Причины для такой активности у кофейного сообщества, несомненно, были: рост рынка, уникальный опыт организаторов этого B-to-B мероприятия, в третий раз проводимого в России для операторов кофейного рынка и, конечно же, программа событий, многие из которых в России организовывались впервые.

Сентябрь для Форума был выбран неслучайно: в это время деловой мир энергично приступает к реализации новых идей и планов развития. Задать правильный импульс новому рабочему году, скоординировать свои действия и оценить основные тенденции рынка в своей стране и в мире – эту миссию принял на себя Форум, предложивший много интересного, происходившего в параллельном режиме сразу на трех площадках. Гости решали, куда пойти, кофе какой компании попробовать, но этот день ставил перед ними и более масштабные вопросы. Куда двигаться рынку? Какое будущее ждет его в России и в мире? Форум не предлагал однозначных ответов, но задавал вопросы, приводил факты, вел дискуссии, так что у каждого рождались свои ответы.

Вкус встречи

Наблюдая за прибывающими рано утром на Форум участниками, невольно задаешься вопросом: что именно делает это мероприятие особенным? Почему люди выбирают именно ММКФ, ведь на крупных выставках и ярмарках у них будут возможности для встреч с коллегами.

Ответ на свой вопрос получаю от директора компании KLD Coffee Importers Ltd.Андрея Эльсона: «Прежде всего, ММКФ – это самое главное кофейное событие в России, и оно важно для российских коллег, которые на этой площадке рассуждают о будущем и путях развития, а также мировых тенденциях. Для иностранных коллег это отличная возможность узнать, какие именно процессы происходят на нашем кофейном рынке и каким образом выстраивать эффективные модели сотрудничества. Я поддерживал и буду дальше поддерживать такие мероприятия».

То, что ММКФ востребован самыми разными участниками рынка, становилось понятным по мере того, как холл заполнялся гостями и участниками кофейного бизнеса из разных уголков света. Андрей Савинов, до начала торжественной церемонии открытия стоявший возле стенда своей компании SFT Trading Ltd., поделился размышлениями: «Только благодаря таким мероприятиям отрасль может сплотиться и совместными усилиями сделать доступными многие знания и информацию для потребителей, которым она сейчас крайне необходима».

Оживленные обсуждения начались уже за чашкой утреннего официального кофе Форума — «Черная Карта». Гости регистрировались и отправлялись в выставочную зону Форума знакомиться с предложениями экспонентов. К назначенному времени концентрация высоких гостей в холле увеличивалась: президент Ассоциации спешиалти кофе Америки (SCAA) Макс Квирин, исполнительный директор Европейской ассоциации спешиалити кофе (SCAE) Дэвид Вил, руководитель Департамента науки, промышленности и предпринимательства Москвы Алексей Комиссаров и другие почетные гости занимали свои места в зале. И, наконец, ММКФ 2012 стартовал…

Вкус размышления

Выступления и семинары были особыми деликатесами к аромату кофе. Представьте, что ваш день начинается с обзора рынка кофе в России и Европе, сделанного известными экспертами мирового уровня. Вам предлагается вновь задуматься над цифрами, тенденциями, аналитическими выкладками. Напоследок же вас озадачивают предложением поразмышлять на тему: оставаться ли российскому рынку рынком цены, или его магистральным вектором развития должно становиться качество? Как часто вы задаете себе вопрос о том, сколько можно зависеть от роста цен на бирже на зеленый кофе, и какой может быть стратегия выхода из этой ситуации? Рамаз Чантурия не только ставил эти вопросы, но и предлагал свое видение того, почему рынок с ориентацией на цену, не имеет будущего, и как сделать свой бизнес более устойчивым, пойдя по пути качества и развития культуры потребления. Дэвид Вил обрисовал, каким может быть один из вариантов кофейного будущего России, если пойти по пути качества, как это сделала Европа 10-15 лет назад.

Вкус заваривания

Стартовал чемпионат по Латте Арт: началось столпотворение вокруг чашек с латте, на поверхности которого конкурсанты рисовали, демонстрируя все свои умения. В соседней семинарской работала группа активистов, выступающих за альтернативные методы заваривания кофе. Под руководством независимого эксперта по работе с кофе и чаем Татьяной Елизаровой вместе с ее коллегой, сертифицированным бариста SCAE Татьяной Гуляевой, участники изучали различные способы заваривания кофе, позволяющие продемонстрировать все достоинства высококачественного кофе. Большое количество семинаров, так или иначе связанных с темой вкуса кофе, иллюстрирует тенденцию: вкус кофе завоевывает все больше пространства не только на Форуме, но и в жизни. Это, конечно же, радует.

Вкус разных стран

С признанными в кофейном мире персонами - Президентом SCAA Максом Квирином, председателем Эфиопского отделения AFCA Абдаллой Багершем, заместителем председателя Комитета по международным связям SCAE Винченцо Сандали – можно было побеседовать во время дискуссии, посвященной состоянию кофейных отраслей в странах-производителях и их влиянию на мировой кофейный рынок. В перерывах можно было продолжить общение, задав интересующие вопросы. Все участники круглого стола отмечали большой потенциал Российского рынка, рассказывали об особенностях развития рынков в их странах и о том, как все эти факторы можно использовать в процессе сотрудничества.

Перерывы на кофейные паузы были не менее важной частью Форума - общение со спикерами продолжалось и в это время. Лишь одна дверь на Форуме оставалась в основном закрытой, а если и открывалась, то скорее, чтобы выпустить кого-то, а не впустить. За этой дверью происходило еще одно интересное и вкусное событие Форума, которое просто не может быть массовым: семинар по оценке качества зеленого кофе, организованный компанией KLD Coffee Importers Ltd.. Стоит ли говорить о том, что записывались на него за несколько месяцев до начала Форума — количество мест было ограничено, и ограничения определялись самой сутью этого семинара: для определения уровней качества требуется сосредоточенность, внимание и непосредственное общение с ведущим.

В чем же секрет этого мероприятия? Все дело в теме и уникальном специалисте, сертифицированном преподавателе по Q-grading, Робе Стивене. Он оказался очень живым, открытым и потрясающе интересным человеком, готовым бесконечно говорить о качестве кофе. После многочасового представления системы оценки качества зеленого кофе, он провел ознакомительный курс по оценке качества зеленого кофе. «Обязательно подписывайте свои протоколы капперов, - приговаривал Роб Стивен, — анонимных капперов не бывает. Если у вас что-то не получится, по вашему оценочному листу будут знать, кому помочь. А если вы прекрасно справитесь с оценкой, то остальные будут знать, к кому обращаться. И помните, когда вы приходите сюда, на каппинг, ваши «эго» должны остаться за дверью».

Вкус Америки и кофе передал и разложил по полочкам, молекулам и формулам другой спикер — обаятельный Джозеф А. Ривера, независимый эксперт в области химии вкуса кофе. На ММКФ Джозеф вместе с участниками семинара экспериментировал со вкусами кофе, обсуждая, как трансформируется вкус и что на него влияет.

Вкус дискуссий

Говорят, что о вкусах не спорят, но дискуссия - это всегда интересный формат. «Нормальный, цивилизованный, открытый обмен мнениями чрезвычайно важен: ты видишь, с кем ведешь беседу, а не читаешь анонимные посты в дискуссиях на интернет-форумах», – высказался Антон Эйне (Strauss CIS). Вместе с Александром Борисовым, основателем известного бренда «Гранд», генеральным директором компании «Крюгер-Гранд», они защищали позиции рынка Home consumption, который, по их мнению, более важен для развития кофейного рынка в целом и формирования вкусов. В то же время Илья Савинов («СФТ Трейдинг») и Энвер Чарыев (тренинг-центр Lavazza) высказывали убежденность в том, что в формировании и развитии вкуса потребителей важнее Out of home consumption. Более убедительными оказались доводы в пользу Out of home consumption. Хотя в коротком интервью после дискуссии Антон Эйне отметил, что несмотря на жесткость рынка, отношения между ритейлом, обеспечивающим Home consumption, и HoReCa, основой потребления Out of home, все же скорее партнерские, чем конкурентные, потому что каждый из этих каналов дополняет другой и помогает ему развиваться.

Во время дискуссии о том, во что инвестировать кофейням - в обучение бариста или автоматизированное оборудование, сторонники обеих точек зрения в процессе дискуссии согласились с сет, что инвестировать необходимо и в бариста, и в суперавтоматы, — каждый решает этот вопрос, исходя из своих конкретных задач и условий.

Те же, кому в течение второй половины дня удалось следить за соревнованиями по Латте арт, организованными Barista team при поддержке Ассоциации Росчайкофе, глядя на мастерство конкурсантов, думали, скорее всего о том, что вкладываться все же следует в бариста.

Победителями соревнований стали: Маргарита Дадаян (1 место, «Кофеин»), Рашид Ханов (2 место, «Кофемания» и Полина Нотик (3 место, «Кофеин»). От организаторов ММКФ они получили денежные призы и сувениры, а компания «ГУРМЭ СТАЙЛ» подарила им книгу «Кофе Эспрессо: руководство для профессионалов» Дэвида С. Шомера. Чемпионке был вручен Кубок Чемпиона ММКФ и кофемолка ANFIM. Специальный приз подготовила компания KLD Coffee Importers Ltd.: победительница российского чемпионата по Латте Арт 2012 года Виктория Каширцева, позднее ставшая еще и чемпионкой мира по Латте Арт на соревнованиях в Сеуле, получила фундаментальную книгу под редакцией Ж.Н. Винтгенса «Кофе: выращивание, переработка, устойчивое производство. Руководство для производителей, переработчиков, торговцев и исследователей».

Вкус торта

По мере того, как Форум подходил к концу, участники настраивались на гала-ужин и обменивались впечатлениями насыщенного дня. Кто-то восхищался семинаром Констанции Мехиа-де-лос-Риос, рассказавшей о колумбийском кофе том, из чего складывается его добавочная стоимость. Кто-то обсуждал преимущества и недостатки капсул и чалд после лекции Роберто Франча, специалиста компании Ima Industries, а кто-то просто отдыхал после ярких впечатлений и большого количества полученной информации. Один из начинающих обжарщиков отметил, что семинары по обжарке кофе были для него очень важны и он чувствовал себя на Форуме среди близких ему людей. Были предложения сделать дополнительные акценты в тематике будущих форумов — на специфику работы производителей кофе в сегменте HoReCa и розничных продаж (Виктор Портнов, компания «Блюз») или новые технологии производства растворимого кофе (Филипп Блабер, Instant Products International).

Разговоры о Форуме и обмен впечатлениями продолжились в конце дня, непринужденно и вкусно трансформировавшись в общение на Гала-ужине. Организаторы, постоянно державшие руку на пульсе сценария, время от времени включали в программу вечера вкусные моменты, одним из которых стал большой и красивый торт в форме кофейного зерна. Объявление и награждение Человека года по версии журнала «Кофе и Чай в России» уже стало традицией Форума. За вклад в развитие кофейной отрасли Человеком года 2011 стал Филипп Лейтес (Coffee Workshop Ltd., кафе «Булка»), победитель чемпионата мира «Кофе и алкоголь 2011». Трогательной частью вечера стало выступление членов Оргкомитета Форума с музыкальным номером — четырехголосным джазовым исполнением популярной песни Java Jive (I love coffee, I love tea), которое уже стало традиционным. Слаженному звучанию их голосов могли бы позавидовать профессиональные музыканты! Стало ясно, что ощущение общности, чувство локтя, достижение максимального результата в совместной деятельности, без которых многоголосное исполнение просто невозможно, для этой команды – естественное состояние. А это означает, что она способна справляться с любой, даже самой сложной задачей, которую поставит перед собой!

Наконец, после многообразных вкусов Форума наступило долгое послевкусие с размышлениями, новыми контактами и планами на будущее. Их ближайшую реализацию можно будет оценить 12—14 сентября 2013 года, когда состоится United Coffee&Tea Industry Show – B-to-B мероприятие, объединяющее Кофейный Форум и Чайный Симпозиум. Оно задумано для того, чтобы предложить его участникам несколько дней насыщенной программы по обоим направлениям. Большие возможности для комфортного общения, участие большего количества желающих, новые неожиданные форматы – все это состоится уже совсем скоро!

Организаторы ММКФ выражают глубокую признательность всем, кто поддержал наше мероприятие:

Золотые спонсоры: Buencafe – Colombian Coffee Growers Federation (FNC), KLD Coffee Importers Ltd. , SFT Trading Ltd.

Официальный кофе Форума – Chernaya Karta – Russian brand of Strauss Group

Серебряные спонсоры: Buhler, Givaudan, Probat

Бронзовые спонсоры: Ima Industries, Orimi trade

Технический спонсор – GOURMET STYLE

При поддержке – Coffice-Service LLC. , ALMAFOOD

впечатления

Фото и видео